Полезные материалы в фотографии

Фототур в Калужской области

В конце марта объединился с коллегами и объявил фотоконкурс, в котором мы разыграли 10 мест на двухдневную серию выездных мастер-классов по мобильной фотографии. Обозначили три номинации — пейзаж, портрет и макро — и начали принимать работы.
Темы будущих мастер-классов между собой поделили следующим образом:

Организация фототура

Пока участники фотоконкурса присылали работы, мы колдовали над поездкой. Сложнее всего было выбрать место проведения. В итоге остановились на Калужской области, а именно, Калуге и арт-парке в Никола-Ленивце. Такой выбор позволил без сильной нагрузки пережить трансфер, комфортно заселиться, вкусно поесть и конечно же у нас были все условия для проведения мастер-классов.

На первый день запланировали мастер-классы по Про-режиму и Пейзажу в Никола-Ленивце, а второй день отдали под Макро и Архитектуру в Калуге.
Что вошло в организацию фототура на 16 человек:
  • Трансфер участников из Москвы в Калугу, по Калужской области и обратно;
  • Проживание в отеле Hilton Garden Inn;
  • Питание участников: сухпойки в трансфере и еда в ресторанах;
  • Посещение Музея Космонавтики в Калуге;
  • Проведение четырех мастер-классов;
  • Смартфоны Xiaomi 13 и Xiaomi 13 Pro для съемки на мастер-классах;
  • Видеосъемка и монтаж материалов с мастер-классов.

Рано утром 22 апреля мы погрузились в микро-автобусы и под хруст сухпайков и посапывание досыпающих выдвинулись в сторону Калуги, чтобы оставить лишние вещи в отеле и затем добраться до Никола-Ленивца на первые два мастер-класса.

«Фотосъемка в Pro-режиме» от Антона Абакова

Обучения начали с базового мастер-класса по фотосъемке в Про-режиме, ведь эти навыки потом пригодились на остальных трех мастер-классах. Сначала Антон рассказал об особенностях камер и эстетике цвета смартфонов Xiaomi 13 и Xiaomi 13 Pro. Затем мы перешли к экспозиции, фокусировке, балансу белого и, самое главное, к применению.
Если описать про-режим кратко, то он дает полный контроль, что делает его интересным инструментом для творчества. И хоть я сам нечасто в нем снимаю, на мастер-классе по пейзажу признал, что в данной ситуации с ручными настройками снимать будет гораздо проще.

Но стоит заметить, что в определенных условиях съемка с ручными настройками не только удобство, но и необходимость. Например, следующий кадр, который я снял в Про-режиме на Xiaomi 13 Pro, с автоматическими настройками или в других программных режимах ни за что бы таким не получился.
Звезды и горы в Домбае
Звездное небо на фоне гор Домбая. Снимок сделан на Xiaomi 13 Pro в Про-режиме.
Предлагаю вам насладиться атмосферой мастер-класса Антона.

«Секреты пейзажной фотосъемки» от Евгения Еремеева

Для проведения мастер-класса не случайно выбрал Маяк в Никола-Ленивце. Это, пожалуй, единственное место в арт-парке с интересным природным ландшафтом и в то же время привлекательными архитектурными формами. Но т.к. до локации пешком было около двух километров, мастер-класс начал с двух значимых тем: мышления фотографа и поиска кадра.
Походную часть лекции построил на мысли, что к пейзажной фотографии можно подойти не как гуманитарий, а физмат. Т.е. фотография — это не я художник, я так вижу, а конструктор, который можно собрать по кусочкам. Для этого всю дорогу беседовал с участниками о том, на что стоит обратить внимание и что можем взять за основу кадра.
И если на живом мастер-классе в Никола-Ленивце теме поиска кадра я уделил всего минут 35, то на отдельном онлайн-курсе «Поиск кадра» я рассказываю об этом все 5 часов.
Добравшись наконец до точки, мы стали тут же эти знания применять.

Чтобы и вы смогли что-то полезное для себя унести, вот три рабочих совета:

  1. Ищите то, что вас цепляет. Не как же здесь красиво, а что конкретно вам нравится. Ответив честно себе на этот вопрос, найдете, что взять за основу кадра.
  2. Если не идет — мыслите деталями и используйте теле-объектив. Снять масштабный кадр не всегда легко и вообще возможно. Я сам в путешествиях налету больше фотографирую именно на телевик, потому широкий кадр часто требует времени.
  3. Не зацикливайтесь на пейзаже и, возможно, изначальной задумке. Импровизируйте на месте и подстраивайтесь под ситуацию. Возможно, сейчас время для макро, портрета или чего-то еще.

Последней совет, пожалуй, прекрасно проиллюстрировала Мила, сняв на мастер-классе по пейзажной фотографии портрет меня.
Фотограф Евгений Еремеев в Никола-Ленивце
Фото Людмилы Пронякиной.
Но т.к. здесь я все-таки должен о пейзаже говорить, пусть будут кадры по первым двум советам. В этом снимке я за основу взял два значимых объекта локации и в то же время сделал их равнозначными за счет теле-объектива на Xiaomi 13 Pro.
Маяк и Троицкая церковь в Никола-Ленивце
Маяк и Троицкая церковь в Никола-Ленивце, снятые на теле-объектив Xiaomi 13 Pro.
Здесь же я сначала обратил внимание на красивый свет на пучке травы на переднем плане, и стал вокруг этого плясать. Затем эту же локацию оживил человеком. Вернее даже не так. Там появился Саша, и я решил этим воспользоваться, т.е. подстроился под ситуацию. При этом история по свету не изменилась.
Ну а теперь посмотрите небольшой ролик о том, как прошла моя часть фотовыезда.

«Макро-фокусы» от Дмитрия Бекетова

Несмотря на то, что занятие по макро-фотографии мы провели в цветочной студии «Счастье», Дима сразу же дал понять, что макро — это не только фотография цветочков и букашек. Макро доступно в любой момент времени не выходя из дома, причем во всем своем разнообразии. Но если вы все-таки надумаете фотографировать цветы на улице, вам потребуется безветренная погода, потому что снять раскачивающийся мелкий объект будет ой как непросто.
Участники мастер-класса фотографируют макро.
Участники мастер-класса увлеченно фотографируют капельки раствора глицерина в искусственном цветном освещении.

Что может пригодиться для съемки макро:

  • Дополнительный свет. Но в отличие от съемки портрета, где чаще используют большие и мощные источники света, в макро мы можем обойтись карманными цветными лед-панелями.
  • Макро-линзы или старый советский объектив. Несмотря на широкие макро-возможности смартфонов Xiaomi 13 и Xiaomi 13 Pro, дополнительная оптика поможет «увидеть» объект еще крупнее. И если макро-линзы часто идут в комплекте с прищепкой, то объектив от фотокамеры придется перевернуть и держать рукой.
  • Глицерин — о его использовании смотрите следующий ролик.
Макро-съемка — неторопливое искусство. Сначала вам нужно подготовить зону, расставить свет и дождаться кристаллизации глицерина, а затем еще и попасть в фокус, причем порой с использованием дополнительной оптики, которая часто не крепится по-человечески к смартфону. Пожалуй, макро — именно тот жанр, где использование ручных настроек в про-режиме будет точно не лишним. Зато какой космос может получиться!
Капли глицерина в макро-съемке
Фото Дмитрия Бекетова.
Ну а раз цветной свет был под рукой, мы также побаловались с ним на цветах в полный рост.
Цвети в искусственном цветном освещении на темном фоне

«Фотосъемка Архитектуры» от Дарьи Клепиковой

Местом для проведения мастер-класса по съемке архитектуры выбрали Музей Космонавтики. Но нельзя было пройти мимо экспозиции, тем более, что в 2021 году здесь открылся новый комплекс, и музей стал гораздо интереснее. Если окажетесь в внутри, наверняка найдете привлекательные для съемки световые или геометрические формы.
Калужский Музей Космонавтики внутри
Свою лекцию Даша не зря начала перед старым зданием Музея Космонавтики. Необычный облик и фактура делают здание привлекательным как для съемки в полный рост, так и его деталей.
Калужский Музей Космонавтики

Примеры того, на чем можно было бы построить архитектурным снимок:

  • Время съемки. Если здание интересно подсвечивают, идеальным моментом для кадра будет режимное время. Это приблизительно первые полчаса после заката — тогда включают подсветку и в то же время еще достаточно естественного света, который будет заполнять теневые участки архитектуры.
  • Ищите ритм. Это могут быть повторяющиеся элементы или линии. Такие кадры будут эффектно смотреться, когда вы захотите сфотографировать детали.
  • Используйте ультраширик для творческого искажения пространства. Так, вы сможете по-новому посмотреть на архитектуру и сфотографировать ее практически находясь у здания. Причем такой кадр, вероятно, не будет выглядеть банально.
Допустим, в этом кадре я использовал творческое искажение ультраширика Xiaomi 13 Pro. Т.к. во время съемки смартфон был практически на земле, а камера направлена под углом вверх, сложнее всего было «нащупать» сбалансировать композицию и не завалить горизонт.
Здание Калужского Музея Космонавтики
Снимок сделан на ультраширик Xiaomi 13 Pro.
Здесь же меня привлекла фундаментальная часть архитектуры, и мне захотелось сосредоточить на ней все внимание. Но не менее привлекательным оказалось световое пятно отблеска, в центр которого я поместил человека, чтобы оживить снимок и показать масштаб.
Здание Калужского Музея Космонавтики
Снимок сделан на теле-объектив Xiaomi 13 Pro.
Ну и наконец немного деталей, которые сосредоточили в себе игру теней, ритма и форм.
Здание Калужского Музея Космонавтики.
Снимок сделан на теле-объектив Xiaomi 13 Pro.
Ну а теперь самое главное — Даша специально для вас записала серию советов по фотосъемке архитектуры. Прошу смотреть.

Давайте подытожим

Главным открытием для меня стала Калуга. Раньше всегда считал этот город скучным, но во время ночной прогулки нашел уйму архитектурных сокровищ, и с удовольствием вернусь сюда для детального изучения. Тем более, что с удовольствием бы повторил поход в Музей Космонавтики, потому что в этой поездке на него явно не хватило времени.
Территория Калужского Музея Космонавтики
В фототур собралась прекрасная компания. Домой вернулся хоть и физически усталым, но морально просветленным и заряженным. За это спасибо каждому.

Да, мы явно переборщили с количеством еды — пришлось раздать ее участникам и потом доедать еще полнедели. Но судя по общему настроению, все остались довольны — читайте отзывы участников.
Не обещаю, что подобные мероприятия будут проходить часто, но чтобы их точно не пропустить — подписывайтесь на мой канал в Telegram.
Мероприятия