Есть ощущение, что смартфоны все больше и больше выдавливают с рынка фотокамеры. По крайней мере в сегменте любительской фотографии. Форм-фактор и концепция Xiaomi 13 Ultra уже настолько сильно напоминают фотоаппарат, что как будто бы следующий шаг — это штатное крепление оптики от камер на смартфон. И вот буквально менее полугода назад у меня появился Xiaomi 13 Pro, от которого я был в полном восторге, а теперь Xiaomi 13 Ultra c кейсом Xiaomi 13 Ultra Professional Camera Bundle, которые еще больше вынуждают меня не брать с собой фотокамеру.
Чем же Xiaomi 13 Ultra интереснее и без того прекрасного Xiaomi 13 Pro — вот об этом я и хочу вам рассказать.
Понимаю, что технических обзоров на новый смартфон уже полно, поэтому мне бы хотелось подойти к сравнению флагманов от лица фотографа. И хоть тема заявлена как профильная, я приложу все усилия, чтобы обзор получился понятным каждому. Для этого постараюсь минимум использовать терминологию, при необходимости ее разжевывать и не ограничиваться только сравнением, а делать упор не применение всех фишек.
Главные отличия камер Xiaomi 13 Ultra от Xiaomi 13 Pro
Хоть для многих следующая сводная таблица — это просто набор цифр и букв, все-таки хотелось бы начать именно с нее. Так нам будет проще понять, на чем акцентировать дальнейший сравнительный тест камер смартфонов.
Итак, в основе главного модуля смартфонов лежит один и тот же дюймовый сенсор IMX989 — это именно тот элемент, который помогает запечатлеть изображение, как пленка старого фотоаппарата. Дюйм в формате смартфона — это очень много. А чем больше сенсор, тем лучше изображение. В моем обзоре Xiaomi 13 Pro эта камера вызвала восхищение, особенно когда я добрался до съемки звезд. Так что и в Xiaomi 13 Ultra я жду от него того же прекрасного качества. Однако последнему досталась инновационная для смартфонов технология переменной диафрагмы — и это одна из главных новинок, о которой поговорим отдельно.
Все остальные камеры на задней панели в Xiaomi 13 Ultra получили новый чуть более большой и продвинутый сенсор, или как ее еще называют матрицу. В теории, это даст не только небольшой прирост в качестве, но и стабильный цвет при переключении с одного объектива на другой.
Теперь поговорим о диафрагме объективов наших смартфонов. Диафрагма регулирует количество света, которое попадает на матрицу. Чем меньше ее значение, тем больше света получит сенсор, и значит качество изображения будет выше.
Ультраширокая камера (UW) смартфона Xiaomi 13 Ultra пропускает приблизительно на 50% больше света, чем та же камера в Xiaomi 13 Pro. И хоть днем для нас это не будет иметь особого значения, при недостаточном количестве света эта разница будет ощутима, особенно при съемке видео.
В телеобъективе 3.2x эта разница не столь заметна, поэтому не будем заострять на этом внимание. А вот про диафрагму телеобъектива 5x пару слов сказать все-таки стоит. Дело в том, что телеобъектив 5x «темнее» остальных приблизительно в 2.5 раза, но это не должно вас пугать, потому что считается нормой. Ведь эталоном диафрагмы для достаточно сильно приближающих объективов, как этот, в профессиональной технике будет значение f/2.8. У нас же f/3.0, что практически тоже самое.
Еще одним приятным свойством диафрагмы будет умение размывать фон. Чем меньше значение диафрагмы, тем лучше он размывается. Т.е. благодаря чуть более светлому объективу и чуть более большой матрице телеобъектив 3.2x на Xiaomi 13 Ultra должен капельку лучше размыливать фон, чем на Xiaomi 13 Pro. Даже без использования портретного режима. Собственно такой же эффект ждет нас и на ультрашироком объективе.
Впрочем, Ultra универсальнее и по своему охвату пространства. Ее ультраширокий объектив захватывает больше пространства, а телеобъектив 5x позволяет как никогда сильно «приблизиться» к объекту. По сути мечта фотографа в одном смартфоне.
Что ж, кажется разбор таблицы наметил следующий план для тестов:
- Разобраться с применением переменной диафрагмы
- Сравнить качество и цвет
- Проверить теорию с размытием фона изображения на телеобъективе 3.2x, а также сравнить это размытие с телеобъективом 5х.
- Выяснить, так ли критично отсутствие макросъемки в объективе 3.2x на Xiaomi 13 Ultra.
Как использовать диафрагму f/4.0
Долгие годы камеры смартфонов сражались за светосилу. Чем больше света пропускает объектив, тем лучше камера снимает ночью. К тому же светосильная оптика лучше размывает фон — мы же так это любим, когда фотографируем чашечку кофе или цветочки. Но что, если нам надо наоборот?
Представьте, что вы на коммерческой основе что-либо производите, и вам нужно визуально представить свой товар в интернете. Если это, к примеру, столы из эпокситной смолы или другие большие объекты, вам в общем-то без разницы, на какой диафрагме снимать. Но если это небольшой предмет, например, брошки, то при съемке предмета крупно, часть его окажется в фокусе, а часть размоется. Вот тут вам и поможет диафрагма f/4.0, которая уменьшит размытие и сделает брошку четче.
Закрытая диафрагма вам также понадобится и тогда, когда фокусируясь на объекте переднего плана, вы хотите также четким видеть объект и позади. Допустим, портрет двух людей, один из которых стоит перед вами, а другой — далеко от вас.
А теперь не могу не удовлетворить свое любопытство из мира профессиональных камер, хотя правильнее было бы ориентироваться на дроны:
- При какой диафрагме снимок будет детализированнее.
- При какой диафрагме виньетирование будет меньше.
Итак, первый тест показал, что при диафрагме f/1.9 городской пейзаж получился капельку четче. Я бы, наверное, объяснил это легкой дифракцией при f/4.0. Разницы в виньетировании я какой-либо не заметил. Одним словом, закрывать диафрагму до f/4.0 при съемке пейзажа есть смысл только тогда, когда у вас есть ярко выраженный передний план.
Ну и в итоге мой вывод следующий: переменная диафрагма на смартфонах с большой матрицей — действительно полезная опция. Я бы даже сказал, что во многом благодаря этому смартфон становится еще более коммерческим инструментом.
Сравнительный тест
Эта часть обзора о качестве, цвете и других фишках смартфона. Допустим в Xiaomi 13 Ultra появилась кнопка включения следящего автофокуса, который будет «преследовать» динамический объект. В видео формате нового флагмана на фронтальной камере я обнаружил функцию фронтального звука, при включении которой голосу снимающего уделяется больше внимания, чем тому, что находится по другую сторону от смартфона. Этот элемент будет полезен любителям записывать говорящую голову.
Что ж, давайте перейдем к детальному сравнению.
Стандартная камера
Как и ожидалось, кадры сделанные на стандартную камеру, практически идентичны как по цвету, так и детализации. Не удивительно, ведь на смартфонах стоит один и тот же сенсор и процессор.
А вот дальше сражение будет интереснее, ведь в UW и 3.2x объективах Xiaomi 13 Pro стоит сенсор ISOCELL JN1, а в тех же объективах Xiaomi 13 Ultra стоит сенсор IMX858. И я сразу же нашел общую закономерность.
Представьте шкалу цвета, где зеленый плавно перетекает в мадженту. В программах обработки этот бегунок обычно называют Оттенком (Tint). Так вот, для UW и 3.2x цвет изображений с Xiaomi 13 Ultra по шкале оттенка чуть смещен в сторону мадженты, а с Xiaomi 13 Pro — в сторону зеленого. Не возьмусь сказать, что из этого лучше, вы сами дальше сможете это определить.
Сверхширокоугольный объектив
Выше уже говорил о том, что ультраширик Xiaomi Ultra 13 «светлее». Но дневной тест также показал, что он еще и детализированнее. Особенно это заметно по углам изображения.
Поздним вечером, через 34 минуты после заката, Xiaomi 13 Pro выдал чуть меньше шумов. Однако в целом, как по мне, это еще то количество света, когда ночной режим как будто бы не нужен, разве что только для увеличения динамического диапазона света.
Телеобъектив 3.2x
Сначала протестируем объектив на условно пейзажном снимке. Днем по детализации я нашел лишь небольшую разницу только в углах изображения — Xiaomi 13 Ultra чуть лучше. В остальном — паритет.
Вечером же разница существеннее — Ultra и без ночного режима постаралась сохранить светлые оттенки, что в этом споре выводит ее немного вперед.
Теперь попробуем сравнить размытие. Для этого я крупно сфотографировал большой цветок. Мне кажется, что Xiaomi 13 Ultra размывает чуть интереснее. Но, возможно, мне это кажется только потому, что на уровне физики так должно быть. В общем, если разница и есть, то она невелика.
Ну и заключительный тест телеобъектива, в котором мы проверим макросъемку, хотя в Ultra ее нет. Для этого я сфотографировал с максимальным приближением цветок поменьше. Да, c Xiaomi 13 Pro я снял его крупнее, но на мой взгляд разница не столь велика, чтобы из-за этого расстраиваться.
Телеобъектив 5x
Оптическое приближение этого объектива не может не радовать глаз. Но особенно удивила его детализация — мне кажется, что она даже выше, чем на ультраширике и телевике 3.2x, причем по всей области снимка. В общем, днем могу придраться разве что к наличию небольшого виньетирования по краям.
Вечером, конечно, этому объективу должно быть сложнее — все-таки разница в светосиле относительно остальных объективов существенна. Однако тестовый снимок показал, что если проблемы и начнутся, то явно в более жестких условиях.
Какой объектив интереснее размывает фон
Т.к. на Xiaomi 13 Ultra аж два телевика, не смог пройти мимо сравнительного теста по размытию фона. Для этого я снова нырнул в цветы, и мой вердикт следующий — у объектива с приближением 3.2x размытие гораздо художественнее, чем на 5x. 3.2x размывает овалами, и это похоже на классический формат, а вот 5x делает это как-то линейно что ли.
Портретный режим
В лейковских пресетах портретного режима произошло два небольших, но важных изменения. На Ultra в них можно менять уровень размытия, как и в стандартном портретном режиме. Кроме того пресет на 35мм стал цветным вместо черно-белого в Pro. Думаю, это вариант универсальнее, ведь из цвета мы ч/б всегда сделаем, а вот обратно раскрасить уже будет сложно.
Не скажу, что провел честное сравнение портретных режимов. Снимок на Xiaomi 13 Pro сделал с солнцем за облаками, а на Xiaomi 13 Ultra, когда солнце вышло. Это, конечно, повлияло на насыщенность, но оба варианта мне нравятся по цвету. Что еще важнее, кожа выглядит натурально. Я остался доволен, а друг так вообще в полном восторге.
Фронтальная камера
Несмотря на одинаковый сенсор, цвет с фронательной камеры у смартфонов немного отличается. Я бы отдал предпочтение Ультре — цвет кожи с нее получился чуть спокойнее. Что днем, что вечером.
Фотосъемка в режиме «Профи»
На мой взгляд главное приятное добавление в Xiaomi 13 Ultra — это наличие гистограммы. Думаю, коммерческие фотографы меня поймут, насколько сложно фотографировать при ярком солнце. В таких случаях всегда спасает гистограмма, по которой мы можем установить нужную экспозицию.
Другое добавление на первый взгляд более фиеричное — это появление 14 битного RAWUltra. Но когда я дошел до теста, то при обработке дневного снимка не смог найти разницы между этими форматами. Возможно, для этого нужны условия посложнее: высокая контрастность или слабая освещенность. Но в формате съемки с нормальным светом — разницы не обнаружил. Кроме того, в RAWUltra нельзя управлять параметрами экспозиции — съемка идет в атоматическом режиме. Может RAWUltra — это некое подобие HDR, но только в сыром формате?
Использование кейса Xiaomi 13 Ultra Professional Camera Bundle
Представленный кейс Xiaomi 13 Ultra Professional Camera Bundle стал отличным дополнением к смартфону для расширения его возможностей в фотографии. Он состоит из нескольких компонентов, включая чехол, ручку (или «грип»), крышечку и переходник для фильтров с диаметром резьбы 67мм.
В ручку кейса встроена кнопка спуска и качелька для зумирования, с которыми смартфон становится больше похож на фотокамеру типа «мыльница». И хоть фотографировать с физической кнопкой удобнее, при слабом освещении для уменьшения вибрации я предпочитаю использовать виртуальную кнопку. Для зарядки чехла используется уже привычный USB-C разъем.
Но главной фишкой кейса считаю возможность использования фильтров, которые значительно расширяют технические и художественные возможности фотографии. Сейчас на рынке можно найти порядка 10 разновидностей светофильтров, каждый из которы обладает своим особенным свойством. Для примера рассмотрим работу поляризационного и ND-фильтров.
Поляризационный фильтр помогает устранить отражения на неметаллических поверхностях, таких как стекло или вода, а также значительно улучшает насыщенность цветов и контрастность изображения. Это особенно полезно при съемке пейзажей или в условиях яркого солнечного света. Его даже можно применить в портретной съемке, чтобы уменьшить блеск на кожи лица. При необходимости его также можно использовать как легкий ND-фильтр с затемнением до двух раз.
ND-фильтр снижает количество света, попадающего на матрицу. За счет этого мы можем увеличить выдержку и добиться творческого смаза изображения даже днем.
Фильтры ND выпускаются с различными степенями затемнения, выражаемыми в стопах. Например, фильтр ND8 затемняет изображение на 3 стопа, т.е. позволяет увеличить выдержку в 3 раза. Совмещая этот фильтр с диафрагмой f/4 я получил выдержку в 1/8 секунды и сделал снимок с проводкой.
Таким же образом мы можем «стереть» прохожих, размыть морские волны или выровнять освещение в кадре с помощью градиентного ND-фильтра.
Ввиду длинной выдержки в большинстве случаев для съемки с ND-фильтрами смартфон придется закрепить. И с этой точки зрения мне немного не хватило в ручке кейса резьбы для установки смартфона на штатив, потому что для классических зажимов при использовании кейса места маловато.
Использование фильтров открывает новые возможности для создания художественных снимков. Присматривая себе фильтры, постарайтесь ориентироваться на более тонкую серию Slim, чтобы избежать ненужного виньетирования по краям.
Так и зачем же фотографу Xiaomi 13 Ultra, когда есть Xiaomi 13 Pro?
Если еще раз перечитать обзор, ответ на вопрос выйдет достаточно банальным. Да, изображение с Ultra чуть качественнее, а переменная диафрагма и наличие кейса значительно расширяют возможности смартфона. Но это все классные фишки, которыми еще нужно уметь пользоваться.
Мне кажется, что более глубокий ответ на главный вопрос обзора я получил в общении с другом, когда он попросил меня подобрать ему фотокамеру для путешествий. В диалоге мы выяснили одну закономерность. Часто камера идет в дополнение к смартфону только для того, чтобы снять что-то издалека. То есть мы камеру используем больше с телевиком, а смартфон — с широкоугольным объективом.
Когда мы путешествуем на автомобиле, на камере всегда стоит телеобъектив. Потому что налету из окна что-то интересное можно снять как правило только с ним. Объектив 5x в Xiaomi 13 Ultra по сути заменяет камеру с телевиком. Вы можете сфотографировать вейкбордиста с берега, и он не будет маленькой точкой на экране, «дотянуться» до гор или других деталей вдалеке. Именно охват пространства делает Xiaomi 13 Ultra приближенным к камере со сменными объективами. Устройство, которое помещается в кармане, может в большинстве ситуаций заменить рюкзак фототехники. И Ultra в этом смысле гораздо универсальнее Pro.
Какой бы хорошей не была камера, фотографию всегда можно улучшить с помощью обработки. А иногда без нее и вовсе не обойтись.
Пожалуй, самые подходящий для этого инструмент — это Snapseed. Для того, чтобы вам было проще разобраться с обработкой, я создал получасовой мини-курс, в котором показал технологию обработки пейзажей, портретов и предметов.
Небольшая скидка на онлайн-курс «Обработка фото в Snapseed» доступна по промокоду xiaomi13.